Методы активизации творческой деятельности студентов в обучении иностранному языку

 

 Перепелкина Н.С., преподаватель

Рысева Е.С., преподаватель

г. Архангельск, ГАОУ СПО АО «АМК»

e-mail: amk@atnet.ru, тел.8(8182) 64-38-84

 

Управление  познавательной активностью и продуктивной деятельностью студентов дает возможность  повысить качество обучения, а значит, в конечном итоге, сформировать профессионально более глубоко ориентированного  специалиста медицинского профиля.

Чтобы успешно активизировать продуктивную, а значит, творческую  деятельность студентов необходимо учитывать новые условия образовательного процесса, продиктованные стандартами нового поколения и системно-деятельностным (или компетентностным)  подходом  в образовании:

·     поворот от обучения в условиях группы к обучению в малых группах, в парах и индивидуально;

·     поворот от сообщения знаний  и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий;

·     поворот от соревновательности в обучении к сотрудничеству[1].

Методов активизации творческой деятельности можно насчитать не один десяток, сегодня их часто называют активными методами в обучении. Среди них можно назвать знакомые всем интерактивные методы – метод «мозгового штурма», дебаты, диспуты, занятия в нетрадиционной форме, игровые методы, методы проблемного обучения, исследовательские, поисковые и другие, формирующие социальную активность и личностно-индивидуальные, профессиональные  качества студента как субъекта образовательного процесса. Для каждой учебной дисциплины характерны свои методы[2]. В преподавании иностранному языку мы чаще других используем игровые, а точнее, ролевые методы, метод проектов и нетрадиционные формы занятий. За последние несколько лет преподаватели иностранного языка Архангельского медицинского колледжа провели 11 бинарных занятий с коллегами медицинского профиля.

Нестандартные занятия повышают у студентов мотивацию и самостоятельность в обучении, осознанность выполняемых действий,  позволяют студентам увидеть в иностранном языке средство общения  не только в повседневной жизни, но  и в профессиональной сфере. Итоговые результаты студентов на таких занятиях всегда выше по индивидуальному рейтингу и по группе в целом, а последующая производственная практика обучающихся по профилю специальности проходит успешнее, о чём свидетельствует анализ полученных оценок за практику на 2 курсе.

Во внеаудиторной работе преподаватели иностранного языка любят использовать метод проектов, который связан с созданием нового информационного  или иного творческого продукта. Проектной методикой мы пользовались в таких мероприятиях как:

·     Фестиваль песен на иностранных языках (3-х годичный проект среди студентов образовательных организаций г. Архангельска на базе нашего колледжа)

·     Проект «Литературное кафе», где студенты читали свои стихи и стихи, которые они переводили с английского и немецкого языков (также проходил в течение 3 лет в колледже). По итогам проекта выпущен сборник стихов

·     Проект «Конкурс ораторского искусства», который мы проводим в сотрудничестве с преподавателем русского языка.

Большая часть участников «Конкурса ораторского мастерства» представила свои умения выступать публично на русском языке, другая часть обучающихся продемонстрировала свои умения выступать публично  на иностранном языке. Мероприятие показало интерес обучающихся к конкурсным выступлениям, желание совершенствовать свои языковые и речевые способности. Логическим итогом проведенного  внеаудиторного мероприятия явилось анкетирование участников и зрителей, в котором 90% респондентов высказались в пользу конкурса, так как мероприятие имело «познавательный характер» и прозвучали «актуальные темы для выступлений», конкурс способствовал  повышению интереса к обучению в колледже,  выявил  лучших в умении красноречиво говорить, помог дальнейшей адаптации первокурсников к обучению.

В традиционных занятиях мы также часто используем различные  профессионально ориентированные ролевые диалоги, другие методы и приёмы активизации обучаемых.

Каждый урок иностранного языка по-своему  уникален. Установлено, что студенты, которые заинтересованы в теме урока, активно вовлечены в обучение и получают удовольствие от происходящего, добиваются больших успехов.

Как активизировать творческую деятельность студентов?

·     Необходимо разнообразие упражнений, материалов и способов взаимодействия студентов на уроке.

·     Преподавателю необходимо планировать свои уроки, исходя из конкретных нужд студентов.

Известный британский методист Джереми Хармер считает, что есть три слагаемых успешного урока английского языка, и они звучат так: Engage (вовлекайте),  Study (обучайте), Activate (активируйте)[3].

Смысл первого элемента  Engage в том, что студент на уроке должен быть  активно вовлечён в процесс. Заинтересовать студента можно, задавая интригующие вопросы, например: «Как вы думаете, нужно ли нам изучать to be,  сможем ли мы рассказать о себе, не используя to be? Ребята, сегодня перед вами такая задача….». Даже само слово «задача» интригует студентов и вовлекает в учебный процесс.

Второй элемент, Study, говорит о том, что развлечения развлечениями, но на уроке английского языка должно быть место обучению. В связи с этим мы стараемся организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные студентами на уроке знания были результатом их собственных поисков. Для этого используется проблемно-поисковый метод. В частности, при изучении темы «Путешествие» студенты получают задание найти в Интернете информацию о достопримечательностях Лондона, Англии, США и представить свой проект.

Третий элемент, Activate, предполагает использование  изученного материала в упражнениях, которые воссоздают реальные жизненные ситуации на английском языке. Для этого мы разработали упражнения, направленные на развитие речевой деятельности студентов. Продолжая изучать тему «Путешествие», студенты совершают виртуальные путешествия в Лондон, в Великобританию,  в США, где одна команда рассказывает про свой город или страну, а две другие выступают в роли туристов.

Главное действующее лицо на данном этапе работы – это  студент. Задача студента – показать приобретённые знания и умения. Присутствие всех трёх элементов на уроке английского языка делает его наиболее эффективным, создаёт ситуацию успеха, что повышает творческую деятельность студентов и мотивирует их к освоению большого количества речевых конструкций.

Необходимо постоянно искать пути повышения эффективности обучения, использовать разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать студентов, стимулировать и мотивировать процесс познания[4].

Для  активизации творческой деятельности студентов мы используем следующие приёмы и методы:

·     Фонетические и лексические игры. «Рифмовки», группа студентов делится на 2 команды, соревнуются, находя как можно больше слов с одинаковыми суффикcами, чтобы получилась рифма. Например:  information abbreviation innovation complication.

·     Игра «Много слов из одного слова». Берём  слово Doctor. Предлагается задание – назвать медицинские специальности, начинающиеся на буквы, которые есть в этом слове: Dentist, Therapist, Radiologist, Oculist, Chemist, Oncologist. Эти игры активизируют речемыслительную деятельность студентов.

·     Аудиовизуальные средства: видеокурсы:  «Follow me», « Window on Britain»,  аудиокурсы  «Speak English» , «Nursing 1»,  диалоги: «Записываемся на приём к врачу», «Карточка пациента».

·     Профессионально ориентированные ролевые диалоги: «У врача», «В аптеке». Благодаря  ролевой игре  на уроке студенты видят непосредственную связь дисциплины с жизнью, с будущей профессией  и приобретают ряд полезных навыков, которые среди прочего позволят им стать конкурентоспособными на современном рынке труда.

·     Информационно-коммуникационные технологии: в частности, интерактивность в презентации – метод форсунки, например, методика запоминания слов по теме  «Части человеческого тела»; интерактивные кроссворды, выполненные в программе Excell по разным темам, например «Лекарственные формы»; Интернет ресурсы YouTube: видеосюжеты Learn Health Vocabulary (Phrases).

·     Проведение физкультминуток на английском языке.

·     Технология уровневой дифференциации (разноуровневые задания) способствует более прочному усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления.

·     Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры студентов в свои способности и возможности.

Поскольку все обучающиеся активно работают на занятиях, где применяются разнообразные методы, и итоговые результаты  на таких занятиях всегда выше по рейтингу, мы можем сделать вывод, что использование вышеперечисленных технологий способствует:

·     развитию познавательного интереса к дисциплине и к будущей профессии;

·     повышению эффективности и качества образовательного процесса;

·     развитию умения творчески мыслить и работать;

·     профессиональному и личностному развитию.

 

Список   литературы

1.  Абукова Р.Г. Роль новых образовательных стандартов в преподавании английского   языка   в  ССУЗе / Р.Г. Абукова // Среднее профессиональное образование. – 2013. – № 3. – С. 98-104.

2.  Егорова Ю.А. Целевые ориентации современных образовательных технологий / Ю.А. Егорова, И.Р. Хадиева // Успехи современного естествознания. 2010.№ 3.С. 67-69.

3.  Ткачева К.О. Современные   образовательные   технологии  как  средство формирования  компетенций  будущих специалистов / К.О. Ткачева // Среднее профессиональное образование. – 2013. – № 5. – С. 29-38.

4.  Юрчук Г.В. Организация практико-ориентированной речевой деятельности при обучении иностранному языку студентов медицинского вуза / Г.В. Юрчук, В.А. Адольф // Фундаментальные исследования. 2013.№ 6 (4).С. 1012-1016.